О работе Серебряных университетов В настоящее время вузы обеспечивают концентрацию человеческого капитала как носителя взаимодополняющих интеллектуальных ресурсов

О работе Серебряных университетов

В настоящее время вузы обеспечивают концентрацию человеческого капитала как носителя взаимодополняющих интеллектуальных ресурсов. Успех зависит от того, насколько эффективно территория использует интеллектуальный капитал и нематериальные активы, такие как навыки и креативность. Не менее важны наличие адекватной инфраструктуры и связь с социокультурной средой.
Современные вузы активно взаимодействуют с местным сообществом; развивают городские территории; занимаются благотворительной деятельностью посредством поддержки волонтёрского движения; реализуют цели устойчивого развития, выступая инициаторами внедрения новых технологий и инноваций. Многие проекты выходят далеко за пределы высших учебных заведений.
Международная практика относит подобную внеучебную социальную деятельность вузов к «третьей миссии». Если первые две миссии — образовательная и научно-исследовательская деятельности — больше сосредоточены на внутренней жизни, то третья – направлена на изменения в обществе.
Вопросы расширения «третьей миссии» в вузах находятся на повестке дня многих стейкхолдеров. В частности, в свете трансформации казахстанского образования открытие «Серебряных университетов» полностью соответствует реализации направления life-long learning (обучение на протяжении всей жизни).
Необходимо отметить, что «Серебряные университеты» или «Университеты третьего возраста» действуют практически по всему миру и этому движению уже несколько десятков лет. Как правило, после выхода на пенсию у людей появляется больше свободного времени, которое может быть потрачено с пользой. Деятельность “Серебряных университетов” помогает пенсионерам и пожилым людям находить новый смысл жизни, самовыражаться и само реализовываться, продлевать жизненную активность и расширять круг общения. Несомненно, в качестве главной цели “Серебряных университетов” рассматривается возможность для пожилых людей в получении новых знаний и навыков, обретение уверенности в себе и активное участие в общественной жизни города.
С целью реализации «третье миссии» в Рудненском индустриальном институте открыл свои двери «Серебряный университет». В рамках работы «Серебряного университета» вуз предложил людям пожилого возраста портфель обучающихся программ, в число которых вошли курсы по изучению современных I -технологий, иностранных языков, ЖКХ, повышению правовой и финансовой грамотности.
Образовательная деятельность по разработанным программам в основном направлена на приобретение новых знаний и навыков, например:
в курсе по ЖКХ — приобретение знаний в решении бытовых вопросов;
в курсе по IT -технологиях — эффективность использования технических устройств для получения государственных услуг в электронном формате;
в курсе по правовым знаниям – решение несложных правовых вопросов и др.

Первая группа обучающихся, организованная городским Советом ветеранов, прошла курсы по повышению информационной грамотности. Сегодняшние дети рождаются со смартфоном в руках, а вот старшему поколению, чтобы не выпасть из современной жизни приходится прилагать изрядные усилия для освоения новых технологий, и даже в каком-то смысле перестроить своё сознание.
Кроме того, цифровизация стала решающим рычагом в реагировании на пандемию с помощью инструментов, отслеживающих распространение риска заражения. Пандемия же, в свою очередь, высветила проблему цифрового разрыва и низкой цифровой грамотности населения.
С учётом сложившейся ситуации курс по повышению цифровой грамотности включает детальное знакомство с сервисами портала электронного правительства Республики Казахстан (ИС «Е-Акимат», ИС «Е-нотариат», ГБД «Физические лица», ГБД «Регистр недвижимости», Интегрированная ИС «ЦОН» и др.), а также получение навыков для решения разнообразных задач повседневной жизни (запись к врачу, регистрация в личном кабинете, отправка сообщения в WhatsApp, работа с чат-ботами в Telegram, Facebook и Vkontakte и др.).
В будущем мы надеемся, что в освоении цифровой реальности наши студенты выйдут за границы элементарных действий и уже начнут вести собственные блоги, монтировать видеофильмы, а главное продолжат обучение и в онлайн формате, не испытывая дискомфорта.
В перспективе маломобильным гражданам пенсионного возраста и пенсионерам по инвалидности, которые в силу ограниченности здоровья не могут принять активного участия в очных образовательных курсах, мы предоставим бесплатный доступ к образовательным онлайн-курсам, которые размещены на собственной онлайн-площадке института. Формат онлайн- курсов предполагает большое количество визуальной информации, задания для самостоятельной работы, включающие в себя тесты, творческие задачи и упражнения на взаимную оценку.
Кроме того, открыт новый курс «Правовые знания в повседневной жизни», который нацелен на обеспечение социальной защищённости людей старшего поколения посредством повышения их правовой грамотности, предоставления возможности для личностного развития и улучшения качества повседневной жизни. Программа курса включает вопросы гражданского, жилищного, земельного права, защиты прав потребителей, налоговые и пенсионные взаимоотношения, а также особенности составления процессуальных и иных документов, обращения в государственные органы и суды.
Не секрет, что многие наши студенты ставили перед собой цель выучить иностранный язык, покупали учебники и диски, но, измотанные повседневными делами, откладывали обучение снова и снова. Теперь, выйдя на пенсию, пожилые люди получили возможность вернуться к намеченной цели. Ведь для них открыты курсы по изучению иностранных языков. В перспективе мы планируем предоставить возможность пожилым людям углублять и совершенствовать свои знания и на продвинутых программах по языковой подготовке.
Несомненно, обучение в рамках «Серебряного университета» способствует социализации людей старшего поколения и позволяет
удовлетворять их потребность в получении новых знаний, свойственную людям любого возраста.
А вуз, таким образом, проводит деятельность, обладающую высоким потенциалом полезности для городского сообщества.
Мы отчётливо понимаем, что институт не может жить изолированно,
быть «вещью в себе». Максимальная открытость и высокая степень ответственности перед обществом, регионом присутствия и перед каждым, кто с нами взаимодействует, и являются основными составляющими «третьей миссии» Рудненского индустриального института.

 

Мы в социальных сетях:
Follow by Email
Twitter
Visit Us
YouTube
YouTube
Instagram
Одноклассники
Вконтакте